Ступень диалектического подхода

Данная ступень методологической культуры – более высокая.

О ее достижении говорят перечисленные ниже критерии.

1. Умение педагога использовать в своей деятельности несколько методологических установок одновременно.

2. Наличие у педагога знаний, умений и навыков, выходящих за рамки однозначной детерминации.

3. Выбор сразу нескольких целей деятельности.

4. Знание методик достижения поставленных целей.

Например, воспитание и обучение – это процессы, которые имеют разные цели, разные методологические установки, разные принципы, задачи и теории, хотя все это достигается в одном учебно-воспитательном действии.

В настоящее время педагогика ставит задачу создания условий для самостоятельного развития личности учащегося, важными средствами достижения этой задачи являются приобретаемые знания, умения и навыки.

Обучение не может происходить без воспитания. Умение педагога подходить к процессу обучения с точки зрения его воспитательного эффекта как раз и относится к данной ступени методологической культуры.

Знания, умения и навыки этой ступени развиваются у будущих педагогов при обучении в вузе на занятиях по методике преподавания, позже – посредством участия молодых специалистов в различных научно-практических конференциях, пропагандирующих новаторские идеи в педагогической практике, а также на курсах повышения квалификации.

Диалектический подход востребован и в научном педагогическом познании, и в практической деятельности.

Так, при определении основного содержания образования необходимо сформулировать критерии выбора образовательных дисциплин и при этом учесть взаимовлияние и взаимоотношение обучения естественно-научного и обучения гуманитарного.

В образовательном процессе педагог должен применять многочисленные приемы, методы, принципы и методологические установки. Это, в частности, касается организации трудового, нравственного, эстетического, экологического воспитания.

Вторая ступень методологической культуры является особенностью именно педагогической науки.

Например, в естествоведческих науках процесс изучения какого-либо явления можно объяснить одним из методологических понятий, в то время как в педагогике такое объяснение является признаком и критерием низкого уровня методологической культуры.

Иллюстрацией могут служить принципы воспитывающего и развивающего обучения. Принципы воспитывающего обучения – это обучение и воспитание, а принципы развивающего обучения – это обучение и развитие.

Диалектический подход предполагает соединение противоположных начал, хотя приведенные выше принципы и не считаются противоположными.

О методологической культуре педагога говорит его умение определять внутреннюю специфику рассматриваемого явления.

Итак, о достижении педагогом второй ступени методологической культуры свидетельствует его умение одновременно использовать в своей деятельности разнообразные идеи и положения, сочетать в учебно-воспитательном процессе несколько направлений образования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)