Процесс формирования характера

С точки зрения современной психологии характер является развивающейся функционально целесообразной структурой, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации.

В связи с этим в психологии обсуждаются две проблемы:

  • наследственность и приобретенность черт характера;
  • временные рамки формирования характера.

Большинство психологов склоняются к мнению, что детерминанты свойств характера следует искать как в наследственных признаках, так и в особенностях воздействий среды. Здесь степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть различной.

Генотипические и средовые влияния на характер при неблагоприятном сочетании обоих факторов могут суммироваться и давать сильную степень отклонения, вплоть до патологической формы (развитие психопатии).

При благоприятном средовом факторе, даже в случае генотипической предрасположенности к психическому заболеванию, патология характера (психопатия) может и не развиться.

Вторая проблема — это временные рамки формирования характера. Первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека.

Возраст от 2–3-х до 9–10-ти лет является сензитивным периодом для становления характера, то есть в жизни ребенка есть период, когда его психика наиболее восприимчива к внешним воздействиям и формированию определенных качеств личности.

Под влиянием взрослых формируются черты характера, связанные с отношением к окружающему миру: положительные — доброта, отзывчивость, общительность, либо отрицательные — эгоистичность, безразличие к людям, черствость.

Формирование этих черт во многом связано с первыми месяцами жизни ребенка и стилем общения с ним матери (заменяющего ее лица).

В дошкольном возрасте в играх и в процессе простейшего домашнего труда у детей формируются деловые качества: положительные — трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость, и отрицательные — лень, неряшливость, безответственность, несамостоятельность, беззаботность. Развитие деловых качеств должны стимулировать взрослые.

Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, которые начали формироваться ещё в младенчестве, оформляются и ярко выражены уже в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми людьми (школьными друзьями и учителями).

Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте.

Нравственные и моральные качества характера активно развиваются в ранней юности. К окончанию школы и/или колледжа (к 18 годам) характер фактически сформирован.

Характер влияет практически на все психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные) и эмоциональные состояния личности. От других компонентов личности он во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)