Понимание субъективных концепций болезни в различных теоретических школах
Внутреннюю картину болезни (ВКБ) Р.А. Лурия определил как весь комплекс ощущений, переживаний и мнений больного относительно своего состояния. Он полагал, что ВКБ состоит из интеллектуального и эмоционального уровней, однако впоследствии психологам пришлось при- знать, что это разделение достаточно условно.
В качестве важнейшего критерия адекватности ВКБ постулируется ее соответствие научным представлениям. Предполагается, что человек способен к точному познанию своего состояния, если он не слишком захвачен аффективными процессами. В большинстве работ дифференцируются рациональный и эмоциональный этапы (уровни) развития представлений о здоровье.
Несмотря на то, что Р.А. Лурия и другие психологи, занимавшиеся этой проблемой, всегда подчеркивали необходимость учитывать актуальные для индивида мотивы, в концепциях ВКБ недостаточно внимательно анализируются обыденное, выходящее за рамки медицинской науки понимание соматической ситуации, а также влияние болезни на судьбу человека.
Субъективные представления о болезни не должны и никогда не будут полностью соответствовать медицинским концепциям. Это связано прежде всего с различием в позициях врача и пациента. В процессе диагностики и терапии все богатство ощущений, впечатлений и переживаний человека редуцируется до абстрактного понятия «симптом».
Болезнь в медицине определяется как закономерная совокупность симптомов, связанных с органической или функциональной патологией. Однако необходимо различать болезнь как патологию органов и болезнь как феномен самочувствия.
Болезнь в понимании самого больного – это сугубо индивидуальный способ проживания, переживания уникальной для него проблемной ситуации. Человек, «вступая в событие болезни, выбрасывается из социума, ибо боль притупляет чувство «символического»», он «перестает различать сим- волические ценности и нуждаться в них».
Если основной задачей медицинской диагностики является определение неких фи- зиологических параметров и органических повреждений, то задачей «наивного» пациента является осмысление изменений в своем телесном состоянии для включения их в более широкий жизненный контекст, где они приобретают иное, глубоко отличное от медицинского, значение. Человек, в силу своей разумности может и должен относиться осмысленным образом и к событиям из мира природы, и к физиологическим процессам.
В отличие от соматической медицины в психотерапии всегда подчеркивалась необходимость уважительного отношения к наивным концепциям: «Смысл всех субъективных теорий болезни заключается в том, чтобы экзистенциальный опыт …сделать доступным пониманию …и контролю в текущей …ситуации». Игнорирование взглядов пациента на проблему может привести к неудаче в лечении.
Представления о болезни интенсивно изучались и в теории когнитивных репрезентаций. Г. Левенталь и его коллеги разработали «модель саморегуляции в ситуации болезни». Суждения человека о своем состоянии группируются вокруг пяти измерений: симптомы, причины, последствия, длительность, особенности лечения.
К. Петри и Дж. Вейнман обнаружили, что обыденные представления о болезни базируются на информации, имевщейся у человека до ее возникновения, и сохраняют значительную устойчивость во времени. С. Бишоп утверждает, что при оцен- ке ощущений происходит их сравнение с прототипом болезни. Информация о личности потенциального больного является важной частью этого когнитив- ного образования
- Социальная история тела
- Социальные законы формирования телесности
- Тело, телесность и плоть: анализ понятий
- Психосоциальные подходы к профилактике заболеваний и оценка их эффективности
- Представления о здоровье
- Критическая оценка когнитивного подхода в психологии здоровья
- Воспринимаемый контроль
- Воспринимаемый риск
- Когнитивный подход в психологии здоровья
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу