Основные направления сотрудничества школы и семьи
Деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения по организации работы с родителями реализует следующие цели.
К ним относятся:
- просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми;
- консультативная – совместный психолого–педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
- коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.
В работе с родителями обучающихся педагоги используют различные направления.
Просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики
К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, учителей-предметников. Просвещение должно носить ярко выраженный опережающий характер. Например, поздно говорить родителям о подростковом возрасте, когда он уже наступил и принёс свои проблемы. Об этом и многом другом необходимо говорить с родителями гораздо раньше, чтобы они спокойно воспринимали те трудности, которые могут возникнуть на их родительском пути.
Формирование у родителей принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Такая встреча поможет родителям оценить изменения в оформлении школы, узнать о достигнутых школой успехах за учебный год, познакомиться с проблемами, которые требуют решения с участием родителей.
В первую очередь, это знакомство с Уставом школы, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой.
Большое внимание классный руководитель должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе.
Ознакомить родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе:
- родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями;
- какова система контроля выполнения домашних заданий, критерии оценки деятельности ученика на уроке.
Родительский коллектив класса необходимо познакомить с перспективами развития детского коллектива, дать им возможность стать активными участниками классных дел, в каждой четверти знакомить
с планом воспитательной работы.
Родители школьников должны быть вместе со своими детьми в театрах и музеях, на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах, на открытых уроках, проводимых по инициативе ребят класса и родителей.
Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика. Диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
Предварительная диагностика необходима при подготовке:
- родительских собраний;
- тематических и индивидуальных консультаций;
- внеклассных мероприятий;
- организаций поездок и экскурсий.
Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем, которые могут возникнуть у школьников друг с другом, а также у родителей и детей.
Итоговая диагностика проводится в конце учебного года, по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах.
Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьями учащихся является коррекционная работа.
Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания:
- кризы адаптации к школьному обучению,
- раннее половое созревание детей,
- нестабильность положения ребёнка в семье,
- потеря родителей или близких людей,
- развод родителей.
Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек (курение, наркомания).
Критериями эффективности работы педагогов с родителями являются:
- на ступени начального образования – сформированность положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
- на ступенях основного общего и среднего образования – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребёнка, уважительное отношение к нему как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
Индивидуальная коррекционная работа должна быть направлена на работу с семьёй, в которой растут одарённые дети. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребёнка, с одной стороны, а с другой стороны – сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе.
- Правила и принципы конструктивного взаимодействия педагогов с семьями учащихся
- Формы психолого-педагогического просвещения родителей
- Этика отношений в работе с родителями
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
- Назначение и задачи классного руководителя
- Основные направления анализа воспитательного процесса
- Самоанализ воспитательной работы в школе
- Духовно-нравственное воспитание
- Направления внеурочной деятельности и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу