Основные принципы обучения
Принципы обучения — это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса.
Принципы формулируются на основе научного анализа процесса обучения, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами образования, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями существующей системы образования.Сегодня не существует единства мнений в вопросе о принципах обучения, авторы разных учебных пособий предлагают различные формулировки и различное количество принципов.
Так, И. П. Подласый, считает, что система основных дидактических принципов должна включать следующие принципы:
- сознательности и активности;
- наглядности;
- последовательности и систематичности;
- прочности;
- доступности;
- научности;
- связи теории с практикой.
П. И. Пидкасистый и В. В. Воронов добавляют к ним принцип развивающего и воспитывающего характера обучения и принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы.
Принцип научности ориентирует педагога на формирование у учащихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов.
Реализация этого принципа требует от преподавателя:
- исправлять фактические ошибки учащихся и организовывать на учебном занятии поиск и исправление таких ошибок;
- применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами;
- быть в курсе последних научных достижений в своем предмете;
- поощрять исследовательские работы школьников;
- находить возможность знакомить школьников с техникой экспериментальной работы, алгоритмом решения изобретательских задач, использования справочных материалов, архивных документов, с обработкой первоисточников.
Принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений, тем и разделов учебного материала.
Принцип системности реализуется в комплексе правил, среди которых можно назвать следующие:
- использовать планы, схемы, для того чтобы обеспечить усвоение учащимся системы знаний;
- разделять содержание учебного материала на логические завершенные части (т. е. применять «пошаговую систему»), последовательно реализовать эти части (шаги, этапы) и приучать к этому учащихся;
- не допускать нарушения системы в содержании и способах обучения, а если она нарушена, то немедленно нейтрализовать пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость;
- изложить основания теории, объяснить следствия теории и показать границы ее применения.
Принцип доступности (посильности) — отражение принципов последовательности и постепенности обучения, которые известны с древности.
Одним из наиболее убедительных примеров реализации этих принципов является история непобедимого античного борца Милона, жившего в IV веке до н. э.
В юности Милон тренировался, ежедневно нося на своих плечах маленького теленка. Телёнок рос, постепенно становясь тяжелее. Однако юноша в это время развивался физически, и по-прежнему мог носить его на себе.
Принцип доступности не означает, что учение должно происходить без усилий со стороны ученика, однако преодоление возникающих затруднений должно быть для него посильным.
Для соблюдения этого принципа необходимо руководствоваться рядом правил:
- добиваться совпадения темпа сообщения информации и скорости её усвоения учащимися;
- ориентировать учащихся на понимание и осмысление изучаемого материала, а не на запоминание и зубрежку;
- обучая, исходить из уровня подготовленности учащихся, опираться на их возможности;
- изучать и учитывать жизненный опыт, интересы, особенности развития учащихся.
Принцип наглядности заключается не только в иллюстрации изучаемого предмета и явления, но и в использовании целого комплекса приемов и средств, которые обеспечивают формирование ясного и четкого восприятия сообщаемых преподавателем знаний.
Вот некоторые из правил эффективной реализации принципа наглядности:
- использовать в обучении закономерность, согласно которой запоминание предметов, представленных наглядно (например, на моделях или картинках), происходит лучше, чем, если они описаны только в словесной форме;
- используя средства наглядности, не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий;
- при использовании средств наглядности не ограничиваться только их показом, а пояснять и комментировать наглядный материал;
- тщательно готовить виды наглядности к применению, продумывая сопутствующие им дидактические приёмы;
- в подборе средств наглядности учитывать возрастные особенности обучающихся.
Суть принципа в том, что педагог должен добиваться понимания (а не механического заучивания) учениками теоретического материала и осмысливания ими практических действий, побуждать их к активным учебным действиям, стимулировать самостоятельность в познании.
- Профессиональное выгорание и его профилактика
- Психические состояния человека в трудовой деятельности
- Сущность профессионализма
- Психология труда как отрасль психологии
- Управление конфликтом
- Главная формула конфликта
- Лидерство, ролевой конфликт, социальные роли
- Основная динамика и развитие малой группы
- Формальные и неформальные малые группы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу