Классификация конфликтных стратегий

В основе классификации конфликтных стратегий лежат следующие основания:

  • характер действий (наступательные, оборонительные и нейтральные);
  • степень активности в их осуществлении (активные – пассивные, инициирующие – ответные);
  • направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя).

Избранная стратегия (генеральная линия) реализуется через конкретные тактики. Тактика поведения – совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии.

Выделяются следующие виды тактик воздействия на оппонента (по А. Я. Анцупову, А. И. Шипилову):

  • жесткие:
  • тактика захвата и удержания объекта конфликта (применяется в конфликтах, где объект материален);
  • тактика физического насилия (уничтожение материальных ценностей);
  • нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности и т. п.;
  • тактика психологического насилия (оскорбления, грубость, негативная личностная оценка, клевета, обман, дезинформация, унижение и т. п.);
  • тактика давления (предъявление требований, приказов, угрозы, шантаж, предъявление компромата);
  • нейтральные:
  • тактика демонстративных действий (привлечение внимания к своей персоне путем публичного высказывания жалоб на состояние здоровья, невыход на работу, демонстрация суицидальных действий и т. п.);
  • санкционирование (воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения нагрузки, отказ от выполнения требований и т. д.);
  • тактика коалиций (образование союзов, увеличение групп с целью повышения своего ранга в конфликте);
  • мягкие:
  • тактика фиксации своей позиции (использование логики, фактов для подтверждения своей позиции в форме высказываемых суждений, предложений, критики и т п.);
  • тактика дружелюбия (подчеркивание общего, выражение готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи и т. п.);
  • тактика сделок (взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями).

Своеобразным опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением – с другой, выступают образы конфликтной ситуации – своеобразные идеальные карты, которые включают следующие элементы:

  • представления участников противоречия о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. п.);
  • представления участников конфликта о противоположной стороне (о ее потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. д.);
  • представления каждого из участников относительно того, как его воспринимает оппонент;
  • представления конфликтующих сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

Почему необходим анализ образов конфликтной ситуации? Это определяется двумя обстоятельствами:

  • именно субъективная картина конфликта, а не реальность противоречия, сама по себе, непосредственно определяет конфликтное поведение;
  • существует реальное и эффективное средство разрешения конфликта за счет изменения этих образов, которое осуществляется посредством внешнего воздействия на участников конфликта.

Степень расхождения образа и реальной картины бывает различной. Например, конфликтная ситуация может существовать, но не осознаваться сторонами как таковая, или наоборот.

Искажение конфликтной ситуации может заключаться в следующем:

  • искажается вся ситуация в целом – ситуация упрощается, воспринимается в черно-белых (полярных) оценках, происходят фильтрация информации, ее неверная интерпретация и т. д.;
  • искажение восприятия мотивов поведения в конфликте – например, приписывание себе социально одобряемых мотивов, а оппоненту – мотивов низменных, подлых;
  • искажение восприятия действий, высказываний, поступков – фиксируется в следующих высказываниях по отношению к себе: «я вынужден так делать», «все так делают»; и по отношению к оппоненту: «он делает все мне во вред», и т. д.
  • искажение восприятия личностных качеств: здесь срабатывает эффект поиска соринки в глазу другого, преуменьшение негативных качеств у себя и преувеличение у соперника.

В 1972 г. К. Томас и Р. Килменн выделили пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

  • сотрудничество – попытку совместной выработки решения, учитывающего интересы всех сторон. Сотрудничество эффективно в том случае, когда:
  • есть возможность (время, желание) глубоко разобраться в причинах, вынуждающих стороны придерживаться своих позиций;
  • можно найти в разногласиях компенсирующие элементы;
  • нужно разрабатывать различные варианты решений;
  • конструктивно удается решать возникающие противоречия;
  • стороны готовы обсуждать варианты выхода из конфликта;
  • конкуренцию, соперничество – бескомпромиссную борьбу за победу любыми средствами, упорное отстаивание своей позиции. Наиболее острая форма разрешения конфликтных ситуаций. Ее использование оправдано в том случае, когда:
  • есть уверенность в правильности и правомерности своей позиции, и есть средства ее защиты;
  • конфликт затрагивает область принципов и убеждений;
  • оппонентом является подчиненный, предпочитающий авторитарный стиль управления;
  • отказ от занятой позиции чреват невосполнимыми серьезными потерями;
  • в случае поражения произойдет потеря авторитета и товарищей. Эта стратегия требует подбора весомых аргументов для дискуссии и адекватной оценки позиций оппонентов, а также наличия ресурсов для отстаивания своих позиций;
  • уклонение, игнорирование – попытку выйти из конфликта, уклоняясь от него. Опасная стратегия. Использовать ее можно, если:
  • источник конфликта настолько тривиален, а последствия столь ничтожны, что ими можно пренебречь;
  • конфликтующие стороны могут разобраться без вашего вмешательства;
  • есть уверенность, что время ослабит напряженность ситуации и все разрешится само собой;
  • конфликт никак не влияет на производственные проблемы;
  • вовлеченность в конфликт не позволит решить более важные задачи. Игнорирование конфликта может привести к его неконтролируемому росту;
  • приспособление – стремление сгладить противоречия, часто за счет изменения своей позиции. Это эффективно в случаях, если:
  • есть желание разрешить конфликт любой ценой;
  • конфликт и его результаты мало затрагивают личные интересы;
  • налицо готовность пойти на односторонние уступки;
  • отстаивание своей позиции может занять много времени и отнять много сил (когда «игра не стоит свеч»).
  • компромисс – решение конфликта путем взаимных уступок. Компромисс эффективен в тех случаях, когда:
  • аргументы конфликтующих сторон достаточно убедительны, объективны и правомерны;
  • необходимо разрешить конфликт путем принятия приемлемого для сторон решения в условиях недостатка времени;
  • стороны готовы разрешить конфликт на основе частичного решения проблемы;
  • путем небольших уступок можно сохранить важные деловые или личные контакты.

Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода:

  • полное или частичное подчинение другого;
  • компромисс;
  • прерывание конфликтных действий;
  • интеграцию.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)