Информация как товар
Информация как товар имеет свою специфику, отличающую её от других товаров. Информация является одновременно и предметом, и средством труда, что объединяет её с таким фактором производства как земля. Однако она отличается от последней тем, что не обладает природными качествами.
Информация принимает и форму продукта труда, и форму услуги. Это обусловлено расширенной трактовкой информационного сектора общественного производства, который структурно включает в себя широкий спектр отраслей, связанных с производством, распределением, хранением, обработкой и конечным использованием информации, а также отраслей, производящих для всех вышеперечисленных средства производства.
Информационный продукт представляет собой информацию, собранную, преобразованную и представленную в виде, удобном для пользователя, являющуюся продуктом труда в индустрии информации и предлагаемую на информационном рынке в качестве товара.
Информация как продукт: научная статья, монография, аналитический прогноз.
Информация как услуга: техническое обслуживание, сопровождение программного обеспечения.
Товарную форму и стоимостную оценку имеет лишь небольшая часть информации, циркулирующей в обществе.
Как правило, выделяют следующие виды информации, принимающие товарную форму:
- информация, полученная из открытой рыночной информации путём её отбора и обработки;
- информация, оформленная и защищённая путём патентов и авторских свидетельств, предлагаемая на свободную рыночную продажу её собственником или уполномоченным им органом;
- закрытая внутренняя информация, имеющая конфиденциальный характер, не подлежащая распространению, предлагаемая на продажу в результате хищения.
Информация, имеющая товарную форму: сравнительный анализ рынков недвижимости, патент на технологию быстрого строительства многоэтажных домов.
Информация, не имеющая товарной формы: статья в Википедии.
Информация (и продукт, и услуга) является объектом персонифицированной собственности, информация как услуга не отчуждается от собственника в актах купли-продажи, что отличает её от знания, которое не имеет персонифицированного собственника.
Информация обладает относительной ценностью. Информация ради информации ценности не имеет. Ценность определяется относительно какой-либо цели, для достижения которой совершается сбор и обработка информации.
Информация же таким свойством обладает в сфере потребления, а отсюда вытекает следующее: информация обладает свойством многократного использования. В отличие от других факторов производства, которые также могут использоваться многократно (например, земля), информация не теряет своих потребительских свойств.
Больше того, если производительное использование энергии, сырья, материалов, топлива ведёт к их физическому потреблению (расходованию) и увеличению энтропии в природе, то использование целесообразной информации даёт совершенно противоположный эффект, способствует умножению и накоплению научных знаний, повышению степени организованности окружающей среды и общественных систем, уменьшению энтропии.
В силу этого информация дополнительно обладает воспроизводственными особенностями:
- в производстве продукции, услуги — защищена от копирования и выступает в различных формах интеллектуальной собственности;
- в распределении продукции — не защищена и легко может быть скопирована;
- в обмене — информация сама имеет товарную форму, ценность которой определяется не столько затратами, сколько предпочтениями;
- в потреблении продуктов и услуг является товаром-спутником, а в её собственном потреблении зависит от способности пользователя распорядиться информацией с максимальным эффектом. Поскольку информация является важнейшим фактором производства, соответственно, она переносит свою стоимость на стоимость создаваемого товара (услуги), то есть имеет в своей структуре определённый вес.
Информация, как один из составных элементов структуры стоимости самой информации, измеряется теми же факторами — трудовыми затратами человека и информацией, а в итоге их денежным выражением.
Де-юре стоимость информации не определена ни в одном российском законе. Стоимость государственной информации определяется косвенным путём присвоением грифа секретности для информации разного уровня. По степени секретности можно догадаться о её стоимости.
В случае свободного рынка истинная цена информации — та, за которую её рынок покупает. Однако часто необходимо оценить такую информацию, которая не предназначена для открытого рынка, — например, внутреннюю информацию организации, необходимую для принятия того или иного решения.
- Концептуальные рамки анализа медиаконтента
- Представление информации в медиа
- Образование в сфере медийной грамотности
- Информационная грамотность
- Источники информации и информационные потребности
- Схема библиографической записи документа для списка литературы
- Оформление библиографических ссылок
- Информационное свертывание и развертывание
- Информационные ресурсы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу