Драматургия как сценарно-режиссерские основа технологии культурно-досуговой деятельности

Драматургия – это сюжетно-образная концепция (взгляд) культурно- досуговой программы, будь то просмотр спектакля, кинофильма, эстрадного номера, обряда и т.д.

Драматургия – это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.

Создание культурно-досуговой программы начинается с драматического замысла. Драматургия выступает в качестве концепции сюжетно-базового построения и проведения программы как массового действа.

К специфическим особенностям драматургии культурно-досуговых программ относятся:

  1. Профессиональная ограниченность творчества сценариста рамками конкретного общественного события.
  2. Осуществление драматургического творчества.
  3. Публицистический литературный характер.
  4. Наличие документальной основы.
  5. Использование в содержании многообразия выразительных средств.
  6. Герой драматического произведения.
  7. Неразрывное единство драматургического замысла и реального воплощения на уровне создания сценария.
  8. Широта спектра обстоятельств воплощения.

Замысел сценария

Построение любой культурно-досуговой программы начинается с творческого замысла.

Замысел – это предвосхищение события, ощущение его.

Замысел представляет собой задуманное автором построение программы, включающее разработку основной мысли и элементы творческого процесса ее воплощения.

Разработка замысла сценария и оформление его в виде документа происходят поэтапно:

  • отклик на сценарный заказ;
  • тема и идея;
  • определение формы и содержания;
  • накопление и отбор материалов;
  • поиск сюжетного хода, образной выразительности;
  • работа над композицией;
  • апробирование сценария в постановочной работе;
  • доработка элементов сценария;
  • реализация замысла в форме сценарной записи.

Основные требования, предъявляемые к сценарию культурно-досуговой программы: актуальность содержания, преемственность и последовательность комплекса программ, жанровое и содержательное разнообразие, возможность модификации.

Построение композиции

Композиция – соединение элементов художественного произведения в целое, соподчинение его частей по закону гармонию.

Законы гармонизации композиции:

  1. Целостность – взаимосвязь и соподчиненность элементов.
  2. Контрастность.
  3. Подчиненность идейному замыслу.
  4. Соразмерность.
  5. Экспозиция. Это самое начало события. Его главная задача – погружение в атмосферу происходящего, подготовка к восприятию, установление режима общения.
  6. Завязка. В завязке сосредоточено исходное событие, в котором заложено начало драматического конфликта.
  7. Основное развитие действия.
  8. Кульминация. Это наивысшая точка эмоционального накала аудитории, смысловой центр композиции.
  9. Развязка. Выполняет функцию завершения сюжетной линии.
  10. Финал.

Основным принципом отбора эпизодов в композицию является: ” не стоит слишком переживать, но и лаконичность должна быть умеренной”.

Драматургию культурно-досуговой программы можно рассматривать как уникальный организм, как галерею живых лиц. А сценарное мастерство характеризуется наличием у специалиста художественного мышления как основы сценарной деятельности.

Специфика драматургии определяется художественно-выразительными средствами культурно-досуговой деятельности, методикой работы над сценарием, его сюжетно-композиционным построением и сценическим воплощением программы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)